На главную >>

 

 

Основные вопросы, волнующие родителей будущих школьников

(интервью с психологом Екатериной Бурмистровой печаталось в журнале "Меню Магазин" в июне 2006г.)

Катя, есть много мнений о том, в каком возрасте лучше начинать обучение. Ваше мнение? В разных странах сложились разные традиции, сложились не за 5 лет, не за 10, а за несколько десятилетий. В Англии, например, принято начинать обучение в 5 лет. В Израиле есть традиция последний год перед школой готовиться. Для нашей страны все-таки традиционным временем обучения считается 7 лет. Где-то 8-9 лет назад пошла волна, когда брали шестилеток в школу. Если вы поговорите с любым нормальным учителем начальных классов, который уже пробовал этих шестилеток учить, он вам скажет, что да, шестилетние дети с охотой идут в школу, потому что у них новый портфель, костюм, платье, канцелярия. Через 2-3 недели, максимум через 2 месяца, они наигрываются, и им эта игра становится неинтересна, они уже совершенно туда не тянутся. Говоря научным языком, страдают мотивацией. Вообщем - то большинство шестилетних детей не обладают достаточным уровнем школьной зрелости, есть такое понятие психологический возраст. 7-летний ребенок он по психологическому возрасту может быть и 8-летним и 6-летним, поэтому если вы хотите идти в школу раньше 7 лет обязательно надо консультироваться со специалистами, потому что надо чтобы психологический возраст соответствовал началу школьного обучения.

Есть такое понятие школьная зрелость. Вот неготовность – это можно подготовить за полгода 6-летнего ребенка и будет готовность. А зрелость – это как яблоко оно должно созреть в срок, его можно подогнать до готовности к пище через биодобавки. Будет это яблоко годным к пище ограничено, вот и ребенок, которого гнали, а он не созрел у него очень скоро сойдет эта натасканность и он останется как есть недозрелый. Очень сложные проблемы начинается со второго полугодия первого класса у детей, которые пошли раньше, чем нужно. Если вы не верите мне поговорите с людьми, которые в вас не заинтересованы и которые имеют опыт обучения шестилеток. Есть школы, которые принципиально не берут раньше 7 лет и это хорошая школа.

Как выбрать школу? Из чего исходить, в первую очередь? Первый стандартный ответ – все зависит от семьи, потому что в воспитании вопрос много вопросов: Чего хотите? Что вы ставите во главу угла? Какая иерархия ценностей? Что вам нужно в первую очередь? Статус? Уровень образования? Комфорт ребенка? Индивидуальный подход? Только ответив на эти вопросы себе можно приступать к выбору школы. Я могу сказать как мама и специалист, что мне кажется, говоря о детях данной целевой аудитории, очень важно, чтоб в школе были традиции, чтобы этане была школа, которая образовалась год назад или в этом году. Это очень важно для того чтобы подход к ребенку был правильным, не слишком либеральный, не слишком строгий, не пережимающий. У нас сформировалось такое мнение, что многое можно купить за деньги, в том числе и оцени. Сейчас уже видно к чему это приводит – каковы эти подросшие дети, которым покупали оценки в начальной школе, в средней и дальше. И поэтому первый параметр данной целевой аудитории - это не должно обучение покупаться, чтобы оценки зависели от знания ребенка, а не от статуса его родителей.

Если вы приходите в школу и в глазах директора, учителя, завуча начинает крутится счетчик сколько с вас, как с семьи, можно получить оплаты, спонсорских взносов, помощи это сразу должно вас тормозить, потому что тогда подход к ребенку будет неадекватным, может отразиться на успеваемости ребенка. Это очень важно, потому что если ребенок не будет чувствовать, что оцениваются его старания, успехи, а оцениваются его родители, он не будет учиться. Дети сейчас быстро ориентируются они быстро сообразят и во втором, третьем классе все уже будет понятно, что лучше учится тот у кого папа больше внес на компьютеризацию , улучшение территории и проч.

Поэтому первое - это адекватность подхода, в плане того что оцениваются успехи и старания ребенка, второе – это традиции , сформированность коллектива, чтобы не было такой кучки преподавателей, третье, конечно, нужно оценивать программу, по которой учатся. Очень важно смотреть кто учит детей, кто будет вашими одноклассниками, т.е. надо выбирать под себя, потому что частная школа – это один аромат, спецязыковые - другой, специализация-то идет в старших классах, а народ подбирается уже из младших. Очень важно смотреть на учителя, потому что начальная школа, как и детский сад – это в первую очередь учитель. От личности педагога зависит больше 30% успеха ребенка, хороший адекватный подход, вменяемый учитель, особенно опасны лауреаты. Две самые опасные категории учителей - это неопытные молодые девицы, которые умеют работать только с оптимальным типом учеников, и лауреаты, к ним можно идти только детям без всяких проблем, потому что они не умеют делать скидку, с каждого ученика будут вытягивать максимальное количество успеха, но это не всегда приводит к пользе, часто происходит обратный эффект.

Школа должны быть рядом с домом? Если хочется определить ребенка в очень хорошую школу, но добираться до школы 30-40 минут транспортом? Общественным транспортом вариант для начальных классов, я считаю, вообще не рассматривается, только для очень выносливых детей. Если вы едете на машине, то тут конечно, нужно понимать против потока вы едете или в потоке, следующий момент - укачивает ли ребенка, если да, то даже если вы едете по свободной дороге, что редкость в Москве и за городом, то нужно работать с гомеопатом, подбирать препараты, потому что укачивание в машине – это первые 2 урока выбиваются. В принципе, поскольку хороших школ не так много, есть и 40 минут и час и час 10 требуют человека - водителя и кто этим водителем будет – сами родители или водитель, но, в принципе, я считаю, что действительно хорошая школа того стоит, при условии, если ребенок переносит укачивание и это не общественный транспорт. При этом нужно делать все, чтобы вы не опаздывали, потому что я знаю семьи, которые транспортом добираются до школы и если не просчитать они могут опоздать и для ребенка это является фактором стресса. Тогда надо договориться с учителем, что эти опоздания не засчитываются, чтобы ребенок не переживал из-за опозданий.

Дети – разные: застенчивые, тихие, активные. Надо учитывать особенности характера при выборе школы? Да, конечно, нужно. При подборе школы вообще нужно учитывать личность ребенка, потому что мой подход такой, что все дети разные и совершенно не надо их отдавать в одну школу. Школа подбирается не только под характер, но и под уровень интеллектуальный – сильного ребенка не надо отдавать в слабую школу и наоборот. Если ребенок застенчивый и совсем не умеет общаться, и ничего не было сделано, чтобы перерасти это в дошкольном возрасте стоит подумать о классе небольшой наполненности. В частной школе, например от 8 до 15 человек в классе, если ребенок активный его не в коем случае нельзя отдавать в маленький класс, где либеральный учитель, потому что он всех под себя подстроит. Тут конечно индивидуальный подход и надо думать об этом не за месяц до школы, а за год, чтобы посмотреть что за ребенок и школу выбрать соответственно, чтобы это не было неожиданным для вас знанием, за неделю перед тем как документы подать.

Как вы считаете надо ли идти в подготовительный класс в школу, куда идет ребенок? Один из признаков хорошей школы – это то, что у них 1-ый класс отбирается за год до начала обучения. Есть подготовительное отделение, где уже конкурс. Еще признак хорошей школы – это конкурс, т. е. если школа хорошая в нее хотят идти учится, потому что молва есть везде, и обычно конкурс бывает уже на приеме на подготовку. Мало того что это фильтр на входе- отсеиваются дети, которые там не могут обучатся, и отсеиваются те семьи, которые директор не хочет брать – это тоже важно. Кроме того за этот год жизни на подготовительном отделении дети друг друга узнают, сформируется коллектив, кроме того узнают педагога и психологов, которые в этой школе работают – это тоже очень важно. В первый класс уже идет понятный коллектив, понятные личности, понятно как их обучать. Обучение все равно штучная работа, класс будет знать учителя, который будет его вести, т.е. нужно идти на подготовку не ради того, чтобы получить какие-то знания, это вторым или третьим пунктом идет. Первый пункт- это сформированность коллектива, второе – это то, что ребенка уже ведут. Знания, конечно, тоже ребенка подтянут под уровень школы. Сейчас очень многие сферы детской жизни коммерциализировались, подготовка в том числе и часто это идет в ущерб качеству.

Школьная программа – жалуются многие – слишком сложная; дети устают. Вы сталкиваетесь в своей практике с такими вопросами? Да, сталкивалась. Опять же надо понимать куда вы идете некоторые школы которые, как правило, не отличаются высоким уровнем обучения пытаются, извиняюсь за сленг, понтов нагнать: а вот у нас в программе пять английских, компьютер, чуть ли не право, я конечно смеюсь, но всякое – танцы, ритмика, театр и второй язык с первого класса. Если вы такое видите- все сразу разворачивайтесь и уходите. Дело в том, что есть совершенно неадекватные программы и в первом классе, в день должно быть не больше, чем по четыре урока. Видя такое надо глубоко задуматься идти в такую школу или нет, потому что нагружают программу разными дополнительными предметами, что неадекватно.

Как правило, это говорит о том, что люди не умеют работать с детьми. Они реально не знают к чему приводит перегрузка. Некоторые родители думают: о, отлично, в первой половине дня уроки, во второй – он разовьется. Один из 20 разовьется, а другие 19 – невротизируются. Первый класс должен быть периодом привыкания к школьной нагрузке, даже после подготовки. Школы такие есть надо очень внимательно смотреть.

Какими должны быть сборы в школу? Что, кроме обязательного перечня предметов, надо купить к школе? Есть сборы в школу, скажем так материальные, когда вы с удовольствием что-то покупаете к школе, одежду, канцелярию. Но сборы в школу должны быть еще и психологическими. Не должно быть с бухты-барахты, что мы сегодня решили 30-31 августа, что мы завтра-после завтра идем в школу. Ребенок желательно весь последний год должен знать, что в его жизни что-то меняется, что он идет в школу.

Очень важны какие-то мероприятия по окончанию подготовительного отделения или детский сад – это тоже все сборы в школу, потому что ребенок самим ходом жизни к этому готовится. Мой совет, знаете, отрывать календарь. Хоть отрывные календари и отошедший жанр – это редко бывает, а мне кажется это очень здорово, надо включить этот счетчик, или закрашивать на календаре. Это важно для ребенка – будет ожиданием праздника. Дети ведь еще не знают, что учеба это очень длинная волынка, даже если и школа очень хорошая, все должно быть с радостью и надо в этом помочь.

Нужно чтобы ребенок этого ждал как праздника, как чуда, как вступления в некий взрослый статус, поэтому очень здорово 1 сентября оформить как праздник, в некоторых школах так делают. Знаю школы, где детям на первое сентября дарили игрушку, очень классную мягкую симпатичную, собачку-мишку, говорили, что это будет твой друг, проводник в школе. Оформить 1 сентября как праздник – это очень правильно – это запоминается надолго, мало того, что это новые учебники, все хрустит, но это будет еще и с подарком.

Если ребенок тревожный и застенчивый, не хочет отпускать маму ему может быть надо купить с собой телефон, сейчас это не редкость и бывает уже у дошколят. Это будет связь с мамой, если не телефон, то можно какой-то амулет, какой-то предмет, висюльку, связывающую с мамой, что вот это тебе от меня, если будешь по мне скучать держи это. Какие-то атрибуты взрослости должны быть куплены с учетом личности ребенка.

Как психологически подготовить ребенка к школе? Подготовкой психологической ребенка к школе должны заниматься не только родители, но и педагоги дошкольного отделения. Если ваш ребенок не посещал дошкольного отделения, то ему нужно обязательно показать школу и как там учатся. Очень здорово рассказывать ребенку как папа с мамой в школе учились в первых классах или даже бабушка. Если у вас сохранились тетрадки, фотографии обязательно показывайте. Для ребенка вот это понятие школа надо сделать материально ощутимым, у детей конкретное мышление, они не понимают рассуждений – вот ты пойдешь в школу и станешь взрослым. Надо показать как дети сидят за партой, учатся или на последний звонок, чтобы он увидел много детей, с ранцами, в форме, которая, к сожалению, не везде есть, т. е. другую жизнь. Хорошо посмотреть старые советские фильмы о школьной жизни «Приключения Петрова и Васечкина», например. Чтобы все это видеть, должны быть зримые яркие ощущения. Психологически он должен знать, что будет столько-то народу в классе, учитель, 4 урока.

Идеально если няня или мама будут с ребенком играть в школу, последние полгода перед школой. Сажать зверей, кукол, ставить доску, делать маленькие тетрадки – мы все так играли, нужно только вспомнить. Можно рисовать школу, т.е. детская психотерапия – это классно подготавливает. Ребенок абстрактное понимает плохо, он хорошо понимает конкретику – игру и рисунок. Еще хорошо если у вашего ребенка есть друзья на год старше, которые уже отходили. Нужно как-то помочь устроить общение, чтобы этот старший рассказал что-то.